

«Метаморфозы» — дайджест мифов о превращениях людей, или Почему древним мифам не верят?
Во втором веке нашей эры грек Либерал Антонин «сочинил» труд под названием «Метаморфозы». Это что-то типа дайджеста «древних» мифов — древних уже для той поры. Почему в кавычках? Потому что уже тогда эта подборка местами напоминала то, что позднее назовут бестиариями — сборище каких-то невероятных выдуманных историй на основе интерпретаций реальных событий, которые от этого становились не менее мифическими и неузнаваемыми.
Почему древним мифам не верят? Как раз по этой причине — они выглядят не более достоверными, чем нынешние «оценочные суждения» каких-нибудь политиков, в которых с трудом найдешь и крупицу правды. Тем не менее, почитать это бывает весьма любопытно…
О чем пишет Либерал Антонин в своем труде? О превращениях людей в животных-чудовищ и обратно.
Причин подобных «метаморфоз» у него выводится множество. На первом месте — гнев «богов» и «нимф» из-за преступного поведения или гордыни смертных, которые посмели оспаривать искусство богов. Тогда боги превращают людей в другие сущности. Например, Аполлон превращает в птицу сына погорячившегося Евмела.
Либо наоборот превращения происходит из-за особого расположения богов — тогда нимфы превращают в эхо Гила, чтобы спрятать его от Геракла, или Артемида подменяет Ифигению на алтаре телкой, саму царевну перенося в Тавриду. Или останавливают попытку смертного покончить жизнь самоубийством, заменяя смерть превращением (около 10 историй с этим).
К метаморфозам автор относит и смену пола — например, по воле матери, боящейся своего мужа, Лето изменяет пол ее дочери. К ним же относит автор истории с полным исчезновением из мира людей — когда, например, после инцеста его участники сами просят Зевса об этом (V, XXXIV).
Иногда метаморфозы — не более чем аллегории, например, дорийцы превращаются в птиц, став жертвой нападения врагов. Но по факту их тела просто исчезли, а души якобы превратились в птиц.
Особый случай, когда чудовище Тифон, угрожающее власти Зевса, заключается в своем первоначальном виде под землю, но предварительно чуть ли не все боги, спасаясь от него, принимают вид различных животных (XXVIII).
Очевидно, что к «метаморфозам» автор относит настолько разные явления, что само понятие сильно размывается. Говорить о последовательной записи каких-то реальных превращений на основе старых преданий или попытке авторского исследования этого вопроса не приходится.
Все это скорее выглядит сбоником поучительных сказочных историй, основанных на неверных интерпретациях и попытках связать несвязанные между собой следствия из разных явлений (типа того, что голубка — это Ктесилла, потому что голубка появилась сразу после ее исчезновения).
А какую кашу в голове порождают интерпретации неверных интерпретаций… Почитайте вступительную статью с комментариями В.Н. Ярхо к русскому переводу «Метаморфоз», и, возможно, вы поймете, о чем я печалюсь:)
А ведь во многих «историях» есть на самом деле рациональное зерно. И если задаться целью, можно извлечь из них не только моральные уроки, но и узнать о реальных событиях, когда-то происходивших в истории Земли.
Приведу одну цитату грека, жившего на 150 лет раньше — Страбона. Он заслужил репутацию историка и географа, написав многотомные одноименные книги. В первых главах «Географии» он как раз задается тем же вопросом, что и я:
«…так как поэты, особенно Гомер, вовсе не сочиняют чисто мифических рассказов, но гораздо чаще присоединяют к реальным фактам мифический элемент, то исследователь, желающий найти, какие элементы мифического были присоединены древними, не думает о том, был ли этот добавленный ими мифический элемент когда-нибудь истинным или является таковым теперь, но он скорее стремится найти действительно существовавшие местности или лиц, о которых поэт, присоединив мифический элемент, создал мифы. Например, надо разобрать вопрос о странствовании Одиссея: происходило ли оно в действительности и, если да, то где именно.
20. Вообще говоря, неправильно ставить поэмы Гомера на одну доску с произведениями других поэтов и не признавать за ним никакого преимущества, особенно в интересующей нас теперь области — в географии. Ведь если мы прочтем «Триптолема» Софокла или пролог «Вакханок» Еврипида и сравним гомеровскую тщательность в географических описаниях, то легко поймем явное различие. Действительно, всюду, где требуется правильная последовательность перечисления упоминаемых местностей, Гомер стремится соблюдать этот порядок как по отношению местностей, расположенных в Греции, так и находящихся за ее пределами…»
О чем речь? Да о том, что факты часто становятся мифами на основе неверных интерпретаций, а затем мифы отменяют факты. Такова история манипуляций человечества…
А вот уже открытия нашего времени. Новость 2013 года о реально существующем, но считавшемся мифическим «месте гибели всего живого».
И кто теперь скажет с уверенностью, что рассказы о превращениях людей в животных и обратно — это только байки?.. Особенно на фоне новостей про генетиков, недавно вырастивших искуственную почку…